Манифест нового колледжа
Главная проблема российской системы образования – не маленькие бюджеты и не неуважение к учителю и не какой-то еще ворох мыслеформ из СМИ и государственных докладов, а ее удивительная одинаковость. От Калининграда до Владивостока подавляющее большинство детских садов, школ, колледжей и вузов одинаково до смешения. Эта одинаковость – наследственная, вышколенная советско-партийными работниками и напуганными директорами, она произрастает в школах и вузах стараниями бывших преподавателей марксизма-ленинизма, а главное ругательство в ней – свобода.
Пандемия доказала это. Стремление контролировать все из одного центра (путь даже регионального) приводит к абсурду: переводу школ в далеких и безлюдных деревнях на дистант, «телефонному праву» – вроде рекомендации: но «вы же знаете, какое решение нужно принять», и т. п. Даже символическую автономию школ и колледжей, дарованную им, между прочим, федеральным законом об образовании, за последние полгода забросили на антресоли, в очередной раз подрезав ростки творческого поиска отдельных учреждений.
Если что-то и нужно решительно менять в системе образования, то начать стоит с того, чтобы уверенно, меланхолически, преодолевая любое сопротивление гарантировать и защищать свободу каждого субъекта образовательных отношений. Право быть иным мы мало-помалу научаемся признавать за каждым человеком. Пришла пора учиться тому же самому в отношении системы образования. Любая стратегия развития образования в России должна начинаться и заканчиваться одной фразой: не должно быть в стране двух одинаковых школ, колледжей или университетов. Признак зрелых образовательных систем – гибкость и максимальная автономность ее субъектов.
Разнообразие как ресурс роста
Ростки этого будущего в России нужно искать в среднем профессиональном образовании. Именно в среде колледжей будут возникать и уже возникают радикально отличающиеся друг от друга образовательные модели, подходы, бизнес-процессы – зачатки «образования будущего».
В российской вузовской системе инновации, свободный поиск, повышение субъектности студентов и преподавателей как массовое явление невозможно. Таковы особенности нормативного регулирования и управления огромной неповоротливой машиной под названием «российские университеты». Связаны они с «родовой травмой» системы высшего образования, родившейся для обслуживания советской индустриализации и административно-командной экономики. Управляемая из одного центра система, в которой один субъект управления пытается как-то контролировать тысячи вузов, не может не быть грандиозной бюрократической махиной с жесткими регламентами и предписаниями в духе армейского прапорщика.
В системе колледжей в России де-факто существует более 80 разных систем управления. Среднее профессиональное образование регулируют регионы. Да, в документах региональные органы лицензирования и аккредитации руководствуются одними и теми же рекомендациями федерального уровня. Но требования, которые предъявляются к колледжам в Москве, Иркутске или Краснодаре, – разные, потому что толкователи рекомендаций на местах разные.
Вот что мы имеем: одна система, стремящаяся к унификации, и более 80 систем, живущих каждая по своим правилам. Кто выиграет в эволюционной борьбе и где можно ждать небольших, но уверенных изменений к лучшему? Ответ очевиден: там, где разнообразие.